«Почему я выбрал кино? Потому что в кино я нахожу всё то, что мне особенно интересно, оно имеет отношение и к литературе, и к музыке, и к живописи. По-моему, этого достаточно, чтобы наполнить целую жизнь», – говорил Морис Роне.
Его настоящее имя – Морис Жюльен Мари Робине. Он родился 13 апреля 1927 года в Ницце. Единственный сын театральной четы Эмиля Робине (по сцене – Роне) и Жильберты Дюбрёй, Морис с детства знал, что он выберет в жизни. Разумеется, искусство. Оно станет его лифтом (но не на эшафот). Лифтом, который поднимет его до самых звёзд.
Он снимался у мэтров французского кино – Шаброля, Маля, Клемана. Он был одним из редких актёров своего поколения, способных воплотить на экране всю сложность внутренней жизни человека, как он это сделал у Луи Маля в фильме «Блуждающий огонек». Этот «Блуждающий огонек» многое осветит в жизни Мориса Роне и многое объяснит в его искусстве, испытавшем сильное влияние «Новой волны» французского кино.
Морис Роне, актёр с благородным лицом аристократа, играл много и разнообразно, но больше других его лицу подходило выражение жертвы-триумфатора. Выигрывал ли его герой, как в фильме «Без предупреждения»(1973), или сдавался на милость обстоятельствам судьбы (фильм «Лифт на эшафот»,1957), затягивала ли его трясина (фильм Колдунья», 1956 ) или его настигала пуля («Блуждающий огонёк», 1963) – доминантой его характера везде выступала некая уязвимость. Ощущение непрочности его изысканной красоты и душевной грации, какими он обставляет крах и моральную гибель своих героев. Кто–то из критиков удачно пошутил: «Роне – это апогей обездоленного лоска: даже когда он играет запойный раздрай, на нём неизменный галстук и белый плащ».
Главным достижением артиста в этом марафоне обречённой уязвимости стал, конечно, «Блуждющий огонёк» Луи Маля. Для роли ветерана алжирской войны и алкоголика Алена Леруа Роне похудел на 20 килограммов и сыграл «идеальный шторм» человеческого чувства — «вы меня не любили, но и я вас не любил». Вечный невозвращенец, блуждающий по дождливым парижским бульварам словно бы на последнем дыхании, он — сама обречённость.
«Я думаю, – скажет артист, – что эта роль совпадает с представлением, которое люди составляют обо мне».
Морис Роне уйдёт в 55. Он останется в истории французского кино красивым героем, обречённым на крах но не разменявшим свою свободу.
Вольная экранизация повести Александра Куприна «Олеся».
Инженер Лоран Брюлар приезжает из Парижа на север Скандинавии, чтобы руководить строительством дороги в самом глухом уголке Швеции. Брюлар честолюбив, открыт для общения и полон романтических надежд. Жизнь северной глубинки покоряет сердце молодого искателя приключений своей близостью к природе, патриархальностью и мистической верой местных жителей в могущество лесных духов - «троллей».
Открывая для себя все новые и новые тайны этого затерянного среди лесов и болот мира, Брюлар встречает Ингу - прелестную внучку старухи-отшельницы Майлы, которую обитатели этих мест считают колдуньей, прорицательницей и недобрым духом.
Берлинский кинофестиваль, 1956 год, почетный приз Серебряный Медведь.
Идеально спланированное и исполненное преступление готово обрушиться, словно карточный домик. Жюльен Тавернье (Морис Роне) возвращается в здание, где он только что совершил убийство и... застревает в лифте. А его любовница и сообщница Флоранс (Жанна Моро) сбивается с ног, пытаясь разыскать неожиданно пропавшего любовника...
Алену Леруа за тридцать. Когда-то он воевал в Алжире. Несколько лет был душой парижской богемы. Развеселая жизнь, лишь изредка омрачавшаяся приступами меланхолии, привела к алкоголизму. И даже женитьба на богатой красавице-американке ничего не изменила. Пришлось пройти курс лечения в версальской клинике для состоятельных граждан, откуда он, абсолютно здоровый – по мнению врачей, боится выйти. И все-таки выходит, чтобы отправиться по старым адресам…
Венецианский кинофестиваль, 1963 год. Специальный приз жюри и премия итальянских критиков.
Французская полиция очень активно разыскивает бывшего командующего войсками Капра, человека, который обладает важной и секретной информацией о некоторых государственных чиновниках. Доверяют дело проштрафившемуся инспектору полиции Мори, который перед правой рукой Капры - бывшим сержантом Донетти, выдаёт себя за бывшего военного. Кого не подведет избранная тактика рассекречивания носителя агентурных сведений — бывшего военного или полицейского инспектора?